Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

FAQ по бюджетным системам

Написать этот небольшой вопросник для выбора бюджетного домашнего кинотеатра или звуковоспроизводящей системы меня побудило обилие однотипных "бытовых" вопросов, как от реальных людей, так и из переписки по электронной почте, не говоря уже про форумы, где подобные темы всплывают чуть ли не каждую неделю. Изначально я решил писать тексты для этого сайта в максимально простой и теоретической форме: без углубления в мелочные нюансы, в том числе потребительские, без развенчивания аудиофильских мифов (мне это не интересно в принципе, да и в дерьме я копаться не люблю), и строго по системам высшего класса, лишь вскользь пробегая по бюджетной технике и концепции. Но, как я и предполагал заранее, большинство людей, решивших приобрести звуковоспроизводящую систему после прочтения этого ресурса, обратились к бюджетному сектору техники, который я и собираюсь рассмотреть далее с чисто потребительской точки зрения.

> Начать надо с вопроса о том, что вы собираетесь смотреть или слушать на вашей будущей системе.

Q1: Я хочу смотреть/прослушивать CD, MP3, SACD, DVD, MP4, Blu-ray, HD рипы. Какой плеер мне для этого взять?

А1: Здесь можно выделить четыре градации по форматам и рекомендуемого типа устройств для их воспроизведения:

1) CD, MP3 - CD плеер.
2) CD, MP3, SACD, DVD, MP4 - DVD плеер.
3) CD, MP3, DVD, MP4, Blu-Ray, HD рипы (частично) - Blu-Ray плеер.
4) CD, MP3, DVD, MP4, Blu-Ray, HD рипы (все) - универсальный HD плеер.

Если выбирать между DVD и Blu-Ray плеером, то предпочтение лучше отдать все же второму, даже если у вас нет телевизора с цифровым входом. Рано или поздно он появится. Эти плееры имеют одинаковые возможности. Существенной разницей между ними является поддержка SACD - редкого и так и не прижившегося формата. Пока она имеется только в некоторых дорогих Blu-Ray плеерах.

Любителям же компьютеров и скачивания различных нестандартных медиа файлов из интернета необходимо сразу выбрать высокофункциональный HD-плеер, который будет поддерживать все форматы, кроме SACD.

Q2: Какой плеер будет лучше показывать/звучать?

А2: Они все одинаковые. Но даже в правильно продуманных бюджетных инсталляциях их роль должна сводиться лишь к функциям транспорта. Вообще можно сразу заметить, что старый добрый компакт-диск и MP3 могут воспроизводить все четыре типа устройств. Причем стоимость CD плееров почти ничем не отличается не только от DVD плееров, но и Blu-Ray. Почему они вообще до сих пор производятся для меня загадка вот уже который год. Сейчас единственная их целевая аудитория - это аудиофилы, которые думают, что специализированный плеер для CD будет якобы лучше звучать. Играть он будет даже несколько хуже, т.к. в CD плееры ставятся обычные микросхемы ЦАП с планкой качества порядка 100 дБ. Больше для этого формата и не нужно. В тех же DVD и Blu-Ray встроенные выходы обеспечивают характеристики под 115 дБ. Если говорить о самом качестве звука, то использовать встроенные звуковые выходы плеера можно только в самых дешевых бюджетных инсталляциях с применением пассивной акустики. Даже при использовании дешевых студийных мониторов необходимо обязательно использовать внешние ЦАП (про это далее).

Если рассматривать плееры как устройства для воспроизведения видео, то DVD, Blu-Ray и HD-плееры в силу применения цифрового интерфейса HDMI полностью идентичны. Единственное, на что надо обратить внимание при выборе Blu-Ray и HD плееров, так это наличие функций Deep Color и 24P (с тем учётом, что телевизор их тоже поддерживает). Хотя сейчас они присутствуют почти на всех, даже самых дешевых плеерах.

Q3: На что ещё необходимо обратить внимание при выборе плеера?

А3: Главным образом на наличие дополнительных разъёмов и сервисных функций. К ним относятся просмотр фотографий, наличие дополнительных цифровых аудио-видео выходов (S/PDIF, Toslink, HDMI), USB входа для подключения флешки или внешнего жесткого диска, поддержка чтения нестандартных медиа файлов. Но данные характеристики подбираются сугубо индивидуально в зависимости от ваших потребностей.

Q4: Сколько должен стоить плеер и какой марки он должен быть?

А4: Если не рассматривать варианты с дорогими полнофункциональными HD плеерами, то бюджет для покупки DVD и Blu-Ray устройств стоит ограничить в 200-300 долларов. Такие плееры ничем не отличаются от моделей ценой в тысячи долларов, которые имеют только много ненужных функций и огромные габариты. В любом случае через пару лет появятся новые, более современные, быстрые и функциональные бюджетные устройства. Так что за такую цену их можно менять как перчатки: хоть каждый год!

Второй совет заключается в выборе продукции НЕ бредовых фирм и НЕ европейского или американского производителя. Как правило это японские или корейские производители техники, которые делают продукцию качественную и функциональную, даже в бюджетном секторе (Hi-End, да даже и Mid-End сегмента не имеют как такового), да и к тому же часто обновляют модельный рад и его функциональность. Их яркими представителями являются Panasonic, Samsung и LG (считайте бюджетный Samsung). Хотя, если говорит именно о плеере, то его можно взять любой фирмы. К вопросу о "брендовости" и этой "тройке" производителей я ещё вернусь когда пойдёт разговор про телевизоры.

> Плеер вы выбрали. Теперь к нему нужно что-то подключить. Подключить можно телевизор через разъём HDMI, ЦАП (S/PDIF, Toslink) или ресивер (S/PDIF, Toslink, HDMI).

Q5: Какой тип подключения предпочесть для звукового оборудования, и кабели какой марки/стоимости нужно использовать?

А5: Использовать можно любой тип подключения. Что касается кабелей, то вся продукция известных производителей среднего и бюджетного уровня практически идентична. Любой межблочный цифровой или аналоговый кабель стоимость в 10-20 долларов производится почти идентично: позолоченные контакты, бескислородная медь, одинаковые токоведущие проводники вне зависимости от цены. Главное отличие заключается не в особой закрутке токоведущих жил или покрытии их серебром, а в количестве экранирующих слоёв. Желательно чтобы их было не менее двух, хотя за эти же деньги можно найти кабели и с тройным экранированием. Если говорить о кабелях для передачи видеоизображений (HDMI, DVI), то, помимо наличия нескольких экранирующих оплёток, на их концах должны находиться ферритовые фильтры-защёлки. Использование оптического интерфейса Toslink для передачи цифрового звука имеет два преимущества по сравнению с медной реализацией S/PDIF: он обеспечивает полную электрическую развязку между подключаемыми устройствами и позволяет располагать себя параллельно с любым силовым кабельным линиям или иными источниками мощных электромагнитных помех.

Q6: Какое устройство необходимо использовать для декодирования цифрового звука с плеера в аналоговую форму?

А6: Я бы рекомендовал использовать бюджетные аудиофильские (не пугайтесь этого слова) ЦАП или профессиональные внешние звуковые интерфейсы (карты), которые позволяют эксплуатировать себя автономно от персонального компьютера. Последние имеют ещё и балансное подключение. Цена этих устройств варьируется от 400 до 1000 долларов. При их выборе необходимо обратить внимание на наличие топовых микросхем ЦАП и операционных усилителей, регулятора громкости, а так же поддержки формата 24/96 или 24/192. Опционально можно выделить применение фирменного цифрового фильтра и функции передискретизации. Благодаря внешнему ЦАП ваш плеер превратится в простой транспорт, а функцией преобразования сигналов из аналоговой формы в цифровую будет заниматься специализированное и высококачественное устройство.

Q7: Но ЦАП же являются стереофоническими устройствами. Как я смогу передать на них многоканальный звук?

А7: К сожалению, никак. Они его в принципе не поймут. Хотя я подозреваю, что при помощи персонального компьютера и профессиональной звуковой карты с цифровыми выходами, можно смикшировать многоканальный звук в несколько стерео пар и вывести их на отдельные ЦАП. Но это и не страшно. Любой плеер умеет микшировать звук с любого носителя в стерео PCM, который потом и подаётся на ЦАП. Эпопея с многоканальным звуком в домашних условиях, а тем более в наших микроскопических квартирах, при невозможности выделить под колонки отдельного помещения и правильно их расставить, не имеет никакого смысла. В силу маленького размера экрана телевизора, а так же близкого (около метра) и неправильного расположения акустики между собой, эффект объёмного звучания полностью нивелируется. Да и в многоканальных записях, особенно кинофильмах, подавляющая часть звуков воспроизводится только через три передние колонки.

Q8: Ну я хочу слушать многоканальный звук! Хоть застрелись! Что мне делать?

А8: Покупайте многоканальный ресивер и подключайте к нему колонки по RCA или балансному подключению. Обратите внимание на поддержку Blu-Ray звуковых форматов и качественные ЦАП. Но хорошего звука вы от него вне добьётесь.

Q9: Хорошо. Плеер, ЦАП или ресивер я купил. Какой тип акустической системы мне лучше использовать: бытовую, студийную или профессиональную?

А9: Я бы не советовал приобретать пассивные колонки любого из вышеперечисленного класса техники. Единственным исключением может быть жесткая необходимость интеграции АС в общий дизайн помещения (касается бытовых колонок), тем более их можно найти со сдвоенными головками в 8 и 10", что сделает их гораздо басовитее любой студийной АС. Если вы остановились на этом варианте, то ограничьте бюджет на пару колонок в 1000 долларов и ещё 300-400 на выбор обычного бытового усилителя.

Если же вы любите смотреть боевики, тащитесь от масштабного, четкого и напористого звучания кинотеатральной или дискотечной акустики; если у вас имеется помещение площадью от 25-30 метров; вы живете в частном доме; вас не страшит плохой внешний вид АС, а так же недостаточно ровное звучание с немного обрезанным частотным диапазоном, то вашим идеальным выбором является активная Bi-Amp двухполосная профессиональная акустическая система. Такие АС с габаритами низкочастотного динамика в 15" можно приобрести от 400 долларов за штуку. При их выборе надо обратить внимание на возможность воспроизведения колонкой низких частот от 40 Гц и наличие титанового ВЧ драйвера. Главный их недостаток часто заключается в слабом акустическом демпфировании или вообще отсутствии звукопоглотителя в корпусе АС. Исправить данную ситуацию можно только походом в магазин за звукопоглотителем, выкручиванием НЧ динамика из колонки, и нанесением поглотителя на стенки АС. Операция не сложная и занимает всего несколько часов.

Во всех других случаях необходимо выбирать активные студийные мониторы, что является наилучшим выбором, как с точки зрения качества, так и цены.

Q10: А я слышал/читал, что студийные колонки звучат сухо, безжизненно и для воспроизведения музыки совершенно не подходят.

А10: Всё правильно и совершенно нормально: просто люди впервые в жизни услышали более-менее (да, да, всего лишь более-менее!) чистое звучание, лишенное основных источников искажений. И, что самое смешное, это обеспечивается сложностью, стоимостью комплектующих и технологичностью бюджетных студийных мониторов сравнимой с примитивными радиолюбительскими схемами-конструкторами, которые так любило паять "на коленке" старшее поколение во времена своей юности.

Такие ощущения в первое время появляются в основном по трем причинам:

1) АС имеет ровную АЧХ (+- 3-4дБ), против +- 5-6дБ в обычных колонках.
2) Встроенные усилители работают на активную нагрузку, что обеспечивает некоторое демпфирование громкоговорителя и минимизацию фазовых сдвигов. Эти искажения как раз и воспринимаются за детальность и естественность, а на самом деле являются гулом и кашеобразностью.
3) Люди прослушивали на мониторах вокальные или иные ненасыщенные звуковым колоритом композиции (скрипка, пианино).

Как правило, достаточно подать на такие АС какой-либо тяжелый рок и увеличить громкость, как вы будете поражены отменной чистотой, чёткостью, макро- и микродинамикой записи, а так же разложением всех звуковых инструментов буквально "по полочкам". Более подробно о преимуществах студийных мониторов написано в соответствующих статьях на этом сайте.

Q11: На что необходимо обращать внимание при выборе студийных мониторов?

А11: Среди бюджетных моделей представлены только двухполосные, но, как ни странно, их звучание будет не сильно отличаться не только от своих более дорогих представителей, но даже от трёхполосных АС. Начать нужно с выбора колонок с размером низкочастотного динамика в 8 дюймов и нижней границей низкочастотного диапазона не более 40-50 Гц. Это обеспечит качественный бас и некоторый объём звучания, что обязательно необходимо для просмотра кинофильмов или прослушивания динамичной музыки. По возможности найдите в интернете какие-либо тесты, обзоры, измерения понравившихся вам мониторов. Так как студийная АС является законченным продуктом, то зачастую кроме диапазона воспроизводимых частот, габаритов и количества динамиков, никакой дополнительной полезной информации о составных блоках колонки в технической документации не приводится. Точка раздела полос, крутизна кроссовера, мощность усилителей и АЧХ у большинства мониторов почти одинаковы. Поэтому зачастую в выборе может помочь лишь внешний вид динамиков или факт упоминания в описании модели применения нестандартных материалов для изготовления диафрагм динамиков. Здесь нужно иметь ввиду только материалы обладающие высокой жесткостью. Для низкочастотных динамиков это обычно кевлар, композитные материалы или плетёные композитные материалы (например, кевларовая или кевларо-композитная плетёнка); для высокочастотных - титан. Бумага, полипропилен, шелк, лавсан (майлар) обладают низкой жесткость, поэтому такие АС скорее всего будут звучать менее чётко и детально. Но слепо отдавать предпочтение только типу применяемого материала в динамиках тоже нельзя. Ещё одним немаловажным пунктом является наличие встроенных регуляторов низких, средних и высоких частот. Они, особенно при наличии измерительного оборудования, помогут адаптировать звучание акустики под особенности конкретного помещения и точки прослушивания. Так же стоит учесть идентичность звуковых входов/выходов ЦАП и мониторов. Зачастую бюджетные ЦАП имеют небалансное подключение, а мониторы только балансное. Даже если в подобранных вами компонентах обнаружится такое несоответствие, то проблема спокойно решается покупкой соответствующих переходных кабелей или замыканием пары контактов на балансном разъёме.

Q12: На какую денежную сумму нужно рассчитывать при покупке двухполосных мониторов?

А12: Я бы советовал ограничить бюджет при покупке пары мониторов в 700-1000 долларов. Большинство производителей студийных АС имеют в своём ассортименте младшие и старшие модели. Первые стоят около 300-400 долларов за штуку , вторые 600-1000 долларов. Разница в звучании между ними, да и любыми другими более дорогими мониторами, довольно мала. Я не говорю что её вообще нет. Например, старшие модели таких известных фирм как ADAM, Dynaudio, PSI будут несколько лучшим выбором, но их стоимость начинается от двух тысяч долларов за штуку!

Никогда не покупайте мониторы без прослушивания. Покупку желательно производить в крупных магазинах, где есть выставочные стенды с возможность подключения и прослушивания различных моделей понравившихся вам мониторов. Прослушивание и сравнение в режиме реального времени развеет все ваши сомнения, да и вообще может принципиально изменить выбор в пользу совершенно других моделей. Обязательно выкрутите громкость колонки на максимум и убедитесь в отсутствии искажений, хрипов, свиста и т.п. Проверьте работу ручек регуляторов и разъёмов. В бюджетных мониторах такой брак отнюдь не редкость, т.к. они имеют низкий контроль качества (само качество звука у них хорошее). Даже покупая запечатанные колонки в коробке, обязательно попросите продавца их распечатать подключить к стенду для прослушивания.

Q13: На чём лучше смотреть видео?

А13: Тут даже и думать не о чем. На плазменной или ЖК (LED) панели. Использовать проектор в квартире, при невозможности обеспечить размер экрана более двух-трёх метров, не только бессмысленно, но и практически всегда невозможно в принципе. На сегодняшний день самым качественным телевизором является плазменный. В будущем производство плазменных панелей будет прекращено. ЖК же будут делаться по новым технологиям и иметь только светодиодную LED подсветку. Но произойдёт всё это ещё не скоро.

Q14: На какие характеристики необходимо обратить внимание при выборе плазменного телевизора?

А14: Если говорить о телевизорах, то я бы переформулировал вопрос иначе: плазменные телевизоры каких производителей стоит покупать? Таковых не много и я о них уже говорил выше: Panasonic, Samsung и LG (считайте бюджетный Samsung). Если выбирать плазменную панель, то это только Panasonic. ЖК лучше брать Samsung или LG. Вся продукция иных производителей (в том числе и ЖК) обладает лишь большей ценой или низким качеством изготовления. А плазмы кроме этой тройки сейчас уже никто и не делает.

Для просмотра HD видео в высоком разрешении, размер экрана телевизора должен быть не менее 50". Этот момент очень принципиален!!! Иначе вы просто не увидите ощутимой разницы в качестве картинки, так как она не особо будет отличаться от тех же DVD, обработанных алгоритмом повышения разрешения (апскейл), который есть во всех современных плеерах.

Цена таких панелей варьируется от одной до двух тысяч долларов. Более дорогих практически нет, как и смысла в их покупки. Перед покупкой я бы тоже рекомендовал вам отправиться в ближайший магазин электроники, и увидеть как работает и показывает понравившийся вам телевизор вживую. С телевизорами, как сами видите, все достаточно просто.

Q15: С какой периодичность необходимо обновлять компоненты домашнего кинотеатра?

А15: Для ответа на этот вопрос необходимо разделить их на две категории: аналоговые и цифровые устройства. Аналоговыми устройствами являются ресивер, усилитель, ЦАП, акустическая система. Телевизор и плеер являются цифровой техникой. Цифровые компоненты по типу своего устаревания похожи на персональные компьютеры: через 2-3 года они полностью устаревают во всех отношениях. Только в случае домашних кинотеатров устаревание почти всегда подразделяется на два подвида: моральное и физическое.

Поясню на примере. Возьмём совсем недавно появившийся в 2007 году новый тип плееров - Blu-ray. Первые их модели имели следующие недостатки: цена от тысячи долларов, больше габариты (не у всех), долго грузились, долго читали диски, читали не все лицензионные диски, имели ограниченную поддержку воспроизведения дополнительных медиа форматов. Но показывать они будут так же, как и современные плееры, лишенные всех этих недостатков ценой всего в 200 долларов. Это моральный тип устаревания. Теперь рассмотрим плазменную панель того же года выпуска: контрастность и качество цветопередачи лучших на тот момент моделей лишь впритык позволяли насладиться возможностями нового формата. А уже через 2-3 года почти все модели среднего уровня могли спокойно показывать Blu-ray во всей красе. Это физический тип устаревания. Поэтому покупать брендовую и дорогую цифровую технику нет вообще никакого смысла: гораздо эффективнее пользоваться техникой среднего уровня в течение пары лет, а потом менять её на такую же, только современную и более качественную.

Совсем другая ситуация с техникой аналоговой категории. Не смотря на то, что ресивер и ЦАП изначально работают с цифровым сигналом, сигнал с их выходов имеет аналоговую форму. Но при этом почти у всей техники характеристики аналоговых интерфейсов ограничены границей в 110-115 дБ уже на протяжении почти двух десятилетий, не смотря на множество сменившихся микросхем ЦАП. Все же начиная с 2000 года ситуация несколько улучшилась, благодаря внедрению в технику любого уровня поддержки звуковых форматов высокого разрешения, в результате чего эта граница подтянулась со значений в 100-105 до 110-115 дБ. Что касается акустики, то самые их критичные звенья - громкоговорители - подчиняются законам физики. А физику никому обмануть не удавалось. В конце концов, пока ещё не изобретён динамик с нулевой массой и бесконечной жесткостью диафрагмы. Поэтому аналоговые устройства, будучи слабо подверженными устареванию, все же лучше выбирать не самые бюджетные, а с некоторым запасом качества, так как они должны вас радовать на протяжении десяти лет (!) гарантированно! Поэтому те же мониторы желательно не только проверить и послушать перед покупкой, а даже специально купить для них измерительное оборудование, чтобы не ошибиться с выбором на много лет вперед.

Q16: Стоит ли обеспечивать качественное электропитание бюджетной техники? У вас про эту тематику написано довольно много.

А16: Здесь опять придётся вспомнить разделение техники на аналоговую и цифровую, но только по отношению к её блокам питания. Цифровая техника обычно имеет цифровые (ШИМ, импульсные) блоки питания, которые все мы видели внутри персональных компьютеров. Так же они используются в современных телевизорах, плеерах и маленьких ресиверах. Такие блоки совершенно не чувствительны практически ко всем видам проблем сети питания: работают в диапазоне напряжений 180-260 В, не чувствительны к его скачкам (за исключением высоковольтных), провалам, форме, частоте и высокочастотным помехам. В усилителях и активных мониторах, напротив, используются стандартные решения на основе трансформаторов. Поэтому аналоговая техника чувствительна ко всем неравномерностям сети питания, но в основном к напряжению и помехам. При пониженном напряжении звучание может быть более тусклым, при повышенном - более ярким. Высокочастотные помехи могут вызывать посторонние призвуки, шипение, писки в высокочастотной области. При включении электродвигателей, сварочных аппаратов, холодильников, могут возникать щелчки и треск даже в низкочастотном диапазоне. Но здесь нужно понимать самую главную вещь: любые помехи должны быть слышны на слух. Если их не слышно, то с ними и нет смысла бороться.

Если же какие-либо проблемы имеются, то для начала необходимо несколько дней проводить измерения напряжения в сети питания утром, днем и вечером. Если оно не выходит за рамки в 200-240 В, то можно не волноваться - всё у вас будет работать нормально. В противном случае проблема спокойно решается покупкой дешевого стабилизатора напряжения за пару сотен долларов на основе ЛАТР-а. От заметных и частых скачков напряжения (именно скачков, а не просто повышенного или пониженного), которые обычно заметны по мигающему или "дребезжащему" свечению ламп накаливания, вам ничего кроме On-Line ИБП не поможет. Если временами при работе различных бытовых приборов в звучании ощущаются посторонние шумы, писки, щелчки и иные звуки, то тут вполне может помочь хороший однозвенный сетевой фильтр. Иногда эффект от его применения может быть недостаточен. Как вариант к нему можно докупить ещё один фильтр или увеличить номиналы его фильтрующих элементов на плате или их количество. При отсутствии должного эффекта, исправить ситуацию с помехами ничего кроме On-Line ИБП не сможет. В большинстве же случаев куда главнее обеспечить качественное заземление (или просто соединение для выравнивания разности потенциалов) всех компонентов ДК через заземляющие контакты общей колодки сетевого фильтра или простого удлинителя, с соблюдением синфазности включения сетевых вилок.

Q17: Имеет ли смысл делать акустическую обработку помещения для бюджетной акустики?

А17: Конечно имеет, как и правильность её расстановки, но только при наличии специально выделенного помещения под домашний кинотеатр. Любые варианты с частичным демпфированием стен не имеют вообще никакого смысла. Покрываться звукопоглощающим материалом должны все поверхности помещения, а его толщина должна составлять не менее 10 см. С гигиенической и практической точки зрения, исключению при обработке можно подвергнуть только пол.

> В заключение могу сказать только одно: вне зависимости от того, что вы выбрали, будь-то дешёвые студийные мониторы, бытовая или профессиональная аппаратура, стоимость звуковой системы вашего кинотеатра не должна превысить двух тысяч долларов. Если вы хотите услышать принципиально иной звук, то добиться этого можно только в рамках оборудования и концепции Ultimate Studio. Всё остальное, будь-то бытовой Hi-End или именитые студийные мониторы (за некоторыми исключениями), представляют собой переходные варианты или просто разводку на деньги, так как никакой принципиальной разницы в звучании вы не услышите при всём своём желании, а если и услышите, то при сравнении с системами Ultimate Studio, она вызовет у вас только ироническую ухмылку. Чудес на свете не бывает.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное